Михаэль Ханеке на службе Ее Величества
24-й фильм о Бонде по версии W→O→S
Две главных кинопремьеры этой недели — «Любовь» Михаэля Ханеке и «007: Координаты "Скайфолл"», 23-й фильм о Джеймсе Бонде. «Любовь» завоевала главный приз Каннского фестиваля, агент 007 — миллионы сердец. W→O→S свел воедино параллельные миры и написал сценарий 24-го эпизода бондианы. Для Ханеке.
Джеймс Бонд, сын иммигранта, опрятный мужчина 44 лет, начальник отдела легкой промышленности в компании МИ-6, расположенной в 19-м районе Вены. Бонд всегда мечтал продвинуться по карьерной лестнице и оказаться в головном офисе корпорации, который находится в старом замке в Нижней Австрии, но это ему так и не удалось.
Михаэль Ханеке: «Кинофильм —
это 24 неправды
в секунду».
Бонд втайне собирает сведения о секретном офисе. Информацией его снабжает уборщица, нелегальная иммигрантка из Югославии. Но однажды вместе с секретной корреспонденцией на адрес героя начинают поступать письма с угрозами и странными детскими рисунками.
Из фрагментов воспоминаний героя становится ясно, что эти письма загадочным образом связаны с малолетним нацистом Улли, который то и дело беспричинно притворялся слепым.
Пытаясь разобраться в ситуации, Бонд приглашает на ужин начальника пищевого отдела. Старается создать неформальную атмосферу, но пищевик настроен на официальный лад.
Бонд: Еще вина? Вы тосканское любите? Устрицы исключительно вку...
Начальник ПО: Спасибо, но давайте перейдем к делу. Вы же меня по делу пригласили?
Бонд (замерев с бутылкой вина в руке): Почему вы так решили?
Начальник ПО: Француз впустит араба к себе домой, только если у него возникли бытовые проблемы.
Бонд: Мою проблему можно назвать и так. (Достает письма.) Посмотрите, вот в этих письмах...
Начальник ПО (не глядя, устало): Знаю. Угрозы расправы, опасность из ниоткуда, призраки из прошлого.
Бонд: Но отку...?
Начальник ПО: Больше ничего не спрашивайте. И мой вам совет — не ходите в полицию. Эти письма, возможно, прояснят некоторые вещи, которые происходят во всей стране. (Встает из-за стола, уходит, сталкивается в дверях с Эльфридой, девушкой Бонда.)
Михаэль Ханеке:
«Я часто улыбаюсь, чтобы снять напряжение».
Эльфрида: Ну что? Он поможет?
Бонд: Все нормально, не вмешивайся. Мы все решим.
Эльфрида: Что значит «не вмешивайся»? Разве ты не видишь, что происходит? Мне что, продолжать играть эту фальшивую роль заботливой жены? Говорить: «Да, устрицы получились прекрасные, не подать ли аперитива?» Я же ночами не сплю, понимаешь?
Но Бонд уже не слушает ее. Он смотрит телепередачу о разводе Пирса Броснана. Ее мы видим на протяжении всего монолога Эльфриды.
Эльфрида преподает игру на фортепиано в Венской консерватории. Одного из своих учеников, 13-летнего Михи, она называет «слишком blöd» и приглашает его на дополнительные занятия к себе домой. Михи приходит к ней в дом с приятелем.
Михи (заходит в квартиру вместе с приятелем, который безмолвно остается на заднем плане на протяжении всей сцены): Простите, что не предупредил, фрау Бонд. Я пришел с другом, у него тоже проблемы со вторым концертом Рахманинова.
Эльфрида: Конечно, проходите оба. Ты в комнату, а твой друг пусть телевизор пока посмотрит.
Михи (робея): Еще раз извините, фрау Эльфрида, но мы с другом сегодня не обедали, вы не могли бы угостить нас хотя бы парой яиц?
Эльфрида: Ну конечно. (Все проходят на кухню. Эльфрида достает из холодильника пару яиц, протягивает их Михи.) Разбей их мне об голову.
Михи (испуганно улыбаясь): Простите, что?
Эльфрида (доходчиво): Разбей. Их. Мне. Об голову. Размажь желток по моей физиономии и надавай мне пощечин. Затем сядь мне на лицо, бей меня в живот и обзывай курицей. Когда я перестану кудахтать, возьми клюшку для гольфа и...
Михи: А давайте я сразу возьму клюшку для гольфа.
Михи идет к клюшкам для гольфа. Его приятель достает камеру и снимает сцену на видео. Михи берет первую попавшуюся клюшку, подходит к Эльфриде, замахивается. Монтажная склейка, в кадре часы — 17 часов, 45 минут. Бонд, в это время возвратившийся вместе со всем средним классом домой, видит происходящее на кухне, оперативно достает секретную клюшку Cobra S3 и бьет Михи по зубам. Этот внезапный акт насилия мы видим через объектив камеры приятеля Михи. В конце сцены он кладет камеру на кушетку.
Михаэль Ханеке: «Жанровое кино лживо. Я отношусь к чисто жанровому кино иронически. Фильмов уже столько снято, что изобрести совершенно новое трудно, начинаются повторы, пересъемка одних сюжетов с разными актерами. Не интереснее ли процесс осмысления действительности или прошлого? Не увлекательнее ли попытаться нащупать собственный киноязык?»
Бонд: Зачем тебе камера?
Приятель Михи: Потому что я ничего не вижу.
Бонд: Совсем ничего?
Приятель Михи: Нет.
Бонд (проводит рукой у него перед глазами): Видишь что-нибудь?
Приятель Михи: Нет.
Бонд: Даже катастрофический процент нелегальной иммиграции в нашей стране?
Приятель Михи: Нет, папа, я же говорю.
Бонд: Папа?
Приятель Михи: Папа!
Бонд: Улли!
Далее идет снятая одним планом 10-минутная экшен-сцена воссоединения Бонда с внебрачным сыном, снайперски критикующая буржуазные ценности современной Европы и в частности семью как социальный институт. Улли признается Бонду и подоспевшей с праздничными устрицами Эльфриде, что он состоит в юношеской нацистской группировке Time of Werwolf и позавчера совершил очередное преступление — убил пожилого еврейского доктора. Тем не менее Эльфрида, которая не может иметь собственных детей, принимает Улли в семью. Чтобы скрыть убийство, Бонд и Эльфрида находят труп доктора в темном углу парка Пратер и приволакивают в свою квартиру на Унгаргассе. Здесь они расчленяют его и спускают по кусочкам в канализацию. Улли тайно снимает их действия на камеру.
Покрывая преступление сына, Бонд перестает ходить на службу. Начальник корпорации, чешский иммигрант Франтишек Скараманга, направляет в квартиру Бонда своих агентов. Агенты вламываются в дом Бонда.
Казино «Рояль». Джеймс Бонд: Мартини с водкой.
Бармен: Вам взболтать, смешать?
Джеймс Бонд: Мне плевать вообще-то.
Агент М: Почему вы перестали ходить на службу? Что вы знаете о головном офисе? Вам известен код?
Бонд: Код мне неизвестен.
Входит Улли. Вставляет кассету в проигрыватель. Нажимает на Play.
Улли: Прошу вас обратить внимание на это.
На экране телевизора Бонд и Эльфрида расчленяют труп доктора. Бонд хватается за голову и начинает метаться по комнате.
Бонд: Где этот пульт? Где этот чертов пульт?
Бонд хватает пульт — свое любимое (после клюшки) оружие. Пленка Улли отматывается на начало, но затем и сама реальность прокручивается на обратной перемотке. Возвращается обстановка до прихода агентов. Эльфрида убивает пасынка из фамильного ружья и перерезает себе глотку на глазах у мужа. Бонд в ужасе пытается скрыться на квартире родителей, но на месте обнаруживает, что дверь в квартиру уже взломана. Оказывается, несколько дней назад отец Бонда задушил свою безнадежно больную супругу.
В безвременно пустующей квартире агенты и настигают Бонда. Но ранее Бонду удалось проникнуть в тайный офис МИ-6, выкрасть золотой пистолет последней модели и застрелить Франтишека Скарамангу. Бонд пытается объяснить цепным псам кровавой корпорации, что их начальник пытался подорвать экономику Австрии, взорвав все фуникулеры на горнолыжных курортах. Но агенты не верят ему. Тогда с помощью золотого пистолета он с легкостью справляется с агентами. Победив корпорацию, Бонд осознает, что теперь его существование отравлено беспросветным одиночеством. Он садится в синий Aston Martin и направляется в автомойку, по дороге беспорядочно расстреливая прохожих.
Кадры падающих замертво невинных жертв монтируются с репортажем телеканала Ö1 об этой кровавой акции.
Автомобиль меланхолично сворачивает на автомойку. В кадре — мыло, стекающее по лобовому стеклу. Слышен звук выстрела. Сквозь слой мыла на внутренней стороне стекла виднеется кровавое пятно. На автомобиль спускаются вращающиеся щетки. Затемнение.
Подпишитесь на нас в социальных сетях